Лодочные подвесные моторы средней мощности

Лодочные подвесные моторы средней мощности

В среднем мощностном ряду наблюдается большое разнообразие в исполнении одной и той же модели, и, чем выше мощность, тем больше конструктивных, функциональных и, соответственно, ценовых отличий. Главные отличия - это способ управления двигателем и длина дейдвуда ("ноги"). При комплектации своей лодки двигателем эти два существенных отличия лучше учесть сразу, потому что последующая переделка или дополнение двигателя новыми деталями, расширяющие его возможности, сопряжена со значительными затратами денег и времени. Решить для себя, что лучше: дистанционка или румпель довольно просто. Дистанционное управление (ДУ) более удобно, существенно сокращает время на запуск, дает возможность подзаряжать аккумулятор. В то же время наличие ДУ на лодке делает ее теснее, усложнен монтаж-демонтаж двигателя и, кроме того, стоимость тросов, рулевого редуктора и самого руля увеличивают затраты. Для определенных условий эксплуатации, таких, как профессиональная рыбалка, дайвинг, использование одного двигателя на нескольких лодках, румпель выглядит предпочтительней.

Что касается выбора двигателя по длине дейдвуда, то здесь совет однозначен. Двигатель с удлиненным дейдвудом имеет явные преимущества, потому что лучше защищен от заливания волной; сама лодка с высоким транцем более безопасна и, как правило, более мореходна. И если у нас до сих пор двигатель в исполнении L (высота транца 508 мм) воспринимается как экзотика, то среди импортных лодок, да и наших современных,

практически все корпуса под двигатели 40-60 л.с. выпускаются только с транцем высотой 508 мм. Увеличение высоты транца не представляет никаких технических сложностей, так что "длинноногий" двигатель при эксплуатации всегда предпочтительнее.

Следующий важный момент, который нужно учесть при начале эксплуатации - обкатка. Этот процесс для 4-тактных моделей двигателей проще, чем 2-тактников: отработал двигатель 10-20 часов, не набирая полных оборотов, проводи техобслуживание (ТО) и начинай нормальную эксплуатацию.

В обкатке 2-тактника есть свои нюансы: первые 10-20 часов мотор должен работать в щадящем режиме на топливной смеси с повышенным содержанием масла (как правило 4%). Для двигателя с традиционной системой смазки нужное количество масла добавляется в топливо. Для двигателя с раздельной системой смазки ситуация несколько иная: следует заправить до полного масляный бак и добавить масло в топливо (обычно рекомендуют 2%).

В процессе обкатки необходимо через смотровое окно или при помощи щупа следить за расходом масла из расходного бачка. В конце обкатки нужно проконтролировать количество израсходованного масла из масляного бачка путем долива масла в бачок. После выработки обкаточной топливной смеси должно быть израсходовано количество масла соизмеримое с тем, которое добавлялось в топливо.

Для примера возьмем режим обкатки Mercury 40EO. По инструкции для обкатки необходимо 50 л топлива. Добавляем в топливо 2% масла (1 л), заполняем масляный бак (1,5 л). После выработки 50 л топливной смеси в режиме обкатки путем долива определяем количество масла, израсходованного из масляного бака. Полученная величина - 0,75 л. Это значит, что система смазки в обкаточном режиме обеспечивала двигатель 1,5-процентным содержанием масла.

Расчетные значения расхода масла для Mercury 40 ЕО колеблются от 1% на минимальных оборотах до 2% на максимальных. Учитывая, что обкатка проходит "в полгаза", двигатель потребляет масло по норме, а повышенное содержание масла он получил потому, что оно было добавлено в топливо. После проведения ТО можно переходить на эксплуатацию двигателя на чистом бензине, периодически (по мере рас- хода) пополняя масляный бак.

Косвенным показателем нормально функционирующей раздельной системы смазки для 2-тактника является незначительное поддымливание при запуске холодного двигателя.

Очень часто современные подвесные двигатели оборудованы системой звуковой сигнализации аварийных режимов. Прерывистый звуковой сигнал у Mercury 40 ЕО предупреждает о критическом уровне масла в масляном баке (остатка хватит на полчаса работы на полных оборотах). Постоянный звуковой сигнал сигнализирует о том, что масло следует пополнить немедленно (остатка хватит на 6 минут полного хода) или о превышении температурного режима (двигатель находится на грани перегрева). Срабатывание аварийной сигнализации требует от пользователя немедленного реагирования: мгновенно сбросить обороты до минимума и отойти в безопасное место для устранения причин, вызвавших ее срабатывание. Остановите двигатель. Если причиной срабатывания сигнализации является перегрев, необходимо выяснить его причину. Одной из них может быть закупорка отверстий водозаборника. Убедившись, что они чисты - запустите двигатель. Если вода из контрольного отверстия не вытекает и продолжает работать сигнализация - немедленно глушите двигатель. Его эксплуатация недопустима и может привести к серьезным повреждениям.

В ситуации, когда обстоятельства вынуждают вас двигаться в аварийном режиме, следует периодически давать двигателю возможность остыть и лишь затем двигаться снова до срабатывания сигнализации.

Если система охлаждения сохранила малую работоспособность, не исключено, что двигатель при работе на средних оборотах перегреваться не будет. Заканчивается все это относительно несложным ремонтом. А вот эксплуатация с пустым масляным баком может иметь самые серьезные последсвия.

Вывод: кроме резерва топлива на борту полезно иметь и запас масла. При малейшем подозрении, что масло из масляного бака не расходуется, или резко упал его расход, необходимо добавить 2% масла в топливо, чтобы добраться до стоянки, где и проверить работу масляной системы.

При обкатке 4-тактника избегайте длительной работы на минимальных оборотах. А если при эксплуатации все же планируются длительные режимы работы на минимуме, очень полезно в два раза чаще менять масло в двигателе, как правило, через 50 часов.

Очень удобная функция двигателей - наличие трим-системы. Если с отсутствием гидравлики на 30-сильном двигателе весом 50 кг можно смириться, то на скоростной лодке с "шестидесяткой" "трим" просто необходим. Кроме того, что эта система облегчит подход к необорудованному берегу и прохождение мелководья, она существенно улучшит режим движения на максимальных оборотах. Следует только на начальных этапах управления осторожно и как можно точнее оценить реакцию лодки на клавишу "трима".

После завершения обкатки вам необходимо окончательно определить оптимальный шаг винта. Подобрать его нужно так, чтобы двигатель при полностью открытой дроссельной заслонке и штатной загрузке лодки работал как можно ближе к верхнему пределу максимальных оборотов, но ни в коем случае не превышал его. Замеры оборотов правильнее выполнять сервисным (более точным) тахометром. При вхождении в повороты проверяется отсутствие подхвата воздуха гребным винтом: двигатель не должен "взвывать".

Вышеперечисленные "наболевшие" и типичные трудности иногда возникают и при эксплуатации и обкатке. Во всех сомнительных, непонятных ситуациях обращайтесь не к соседу по стоянке, а к своему дилеру или в авторизированный сервис, так как для многих современный подвесной мотор - идеологически другая техника, требующая профессионального подхода.