В начале немного лирики и общих рассуждений.
Пусть это будет ОДНОЦИЛИНДРОВЫЙ МОТОР.
- НАШ - не НАШ. О надежности и моторесурсе.
- 2 или 4 такта, т.е. об экологии и экономии.
- Какая фирма лучше?
Нашему одноцилиндровому "Салюту" в этом сегменте рынка противостоят такие торговые марки, как "МЕРКУРИ - МАРИНЕР", "ДЖОНСОН - ЭВИНРУД", "ХОНДА", "ЯМАХА", "СУЗУКИ", "ТОХАЦУ - НИССАН", "СЕЛВА". В таком именитом окружении "САЛЮТ" привлекает только ценой. Надежность всего изделия и его комплектующих, к сожалению, пока оставляет желать значительно лучшего. Может быть, это и не патриотично, но когда на карту поставлена жизнь человека, то необходимо быть объективным. Но, если вы чувствуете, что где-то в глубине вашего сознания затаился въедливый моторист, - можете рискнуть.
Какой же из представленных брендов достоин занять почетное место на транце вашего судна? Ответ достаточно банален. Тот, чей сервис имеется в вашем населенном пункте и наиболее доступен по цене. А также какой цвет "колпака" вам больше по душе. Все перечисленные торговые марки зарекомендовали себя, как достаточно надежные. Выпускаемые под ними моторы (со слов производителей), при сходе с конвейера проходят четырех -десятичасовую наработку в режиме обкатки и, как правило, дефекты сборки, если они есть, выявляются уже на этом этапе. Поэтому, мы на прилавках видим моторы уже протестированные. А гарантия, которую дают дилеры - это дополнительная защита потребителя. В итоге, долговечность и надежность мотора будет определяться тем, как он обкатывался, транспортировался, эксплуатировался, хранился и обслуживался.
Автору этих строк доводилось использовать двухтактный мотор с документально подтвержденной наработкой более 2000 часов коммерческой эксплуатации. Если эту цифру перевести на 4 десятичасовые рыбалки в месяц с мая по октябрь, то получится около 8 лет работы без капремонта. И это еще далеко не предел надежности. Поэтому при правильной и бережной эксплуатации мотора хватает надолго.
Следующий вопрос - двум или четырем тактам отдать предпочтение. Повторяю, пока говорим о маломощных одноцилиндровых моторах.
2 такта - это простота в обслуживании, надежность и неприхотливость.
Устойчивая работа в диапазоне температур от -15 до +35 С. Минимальные вложения по обслуживанию, весьма неприхотливое отношение к нашему 92-ому бензину. Перевозка почти в любом положении, но НЕ НА РЫЧАГЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ И ТАК, ЧТОБЫ РЕДУКТОР - ДЕЙДВУД БЫЛИ НИЖЕ УРОВНЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ.
Правильно настроенный перед сезоном карбюратор не потребует к себе внимания всю навигацию, если в бензопровод врезан фильтр тонкой очистки. Единственная функция рулевого - следить за наличием струи воды из контрольного отверстия контура охлаждения.
4 такта - это уже более сложное инженерное творение. Более тяжелое и дорогое. Прежде всего, ГРМ (газораспределительный механизм), который требует к себе постоянного внимания (состояние ремня, настройка клапанов, распредвал, уровень масла в картере и т.п.). Любое вмешательство во внутренности мотора должен осуществлять специалист, услуги которого стоят немалых денег. Кроме этого, из-за своих конструкционных особенностей, мотор может перевозиться либо стоя, либо на одном боку. Мотор, оставленный на транце лодки в "поднятом" положении на сильном волнении, может "порадовать" заливом свечи. Более сложное и, как следствие, более дорогое после или предсезонное обслуживание.
Плюсы четырехтактных моторов в эксплуатации их на чистом (без добавления масла) бензине, в чуть меньшем потреблении этого бензина, в меньшей вредности выхлопа. На низких оборотах они имеют небольшой (в среднем, порядка 10 Db) шум от работы, который по мере подъема оборотов практически сравнивается с двухтактными. Расход топлива для двухтактных моторов около 0,38 - 0,44 л/лс в час, для четырехтактных - 0,33 - 0,35 л/лс в час. То есть, 5-ти сильный мотор при полностью открытой дроссельной заслонке ( в <полную тапку>), если он двухтактный, съест за 1 час 1,9 - 2,1 литра, а четырехтактный - 1,65 литра. Эти данные взяты из тестов, проводимых независимыми специалистами на Западе, причем разброс значений укладывается в 0,1 - 0,2 л/час. Другие значения расхода на лошадиную силу, превышающие 0,2 л/час говорят о плохо отрегулированном карбюраторе, а если расход топлива меньше обозначенного выше, то мотор недодает заявленную мощность.
По мнению автора, солидарного с многочисленными высказываниями в Интернет - "общалках" водномоторной тематики, целесообразность 4-х тактов начинается с 40- сильной "Ямахи" и 50 -ти сильной "Хонды", используемых в качестве основных моторов. Все, что слабее, практичнее использовать двухтактным. Есть одно небольшое исключение - вспомогательные двигатели, установленные на транце, рядом с основными, подключенные к дистанционному рулевому и к бензопроводу. Применение здесь 4-х тактников - оправдано.
Итак, идем покупать новый, импортный, 2-х тактный, одноцилиндровый мотор.
Что есть на рынке категории PORT ABLE? Объем цилиндра этих моторов находится в пределах 43- 130 куб. см. Вес этой категории моторов позволяет без труда взрослому человеку среднего телосложения осуществлять установку мотора на транец судна и переносить к транспортному средству.
Винты маломощных моторов (2 - 3,5 лс), как правило, изготавливаются из пластика. Их фиксация на гребном валу мотора осуществляется при помощи штифта (на жаргоне водномоторников - ШПОНКИ), которая предохраняет винт от повреждения при наезде на препятствие. Как правило, штатный винт является оптимальным по параметрам (диаметр 7 - 7,25 дюйма, шаг - 6 дюймов), и винты с иными диаметрами и шагами не предусмотрены. Моторы этой категории оснащены встроенным баком. Мотор заводится на нейтрали, передний ход включается специальным рычагом. Реверс осуществляется поворотом мотора на 180 градусов (отметим, что в этот момент вода из контрольного отверстия начинает литься в лодку).
Моторы этой категории, как правило, не имеют положения "мелководного привода".
Винты на моторы 4 - 6 лс выполнены из сплавов алюминия. Их фиксация на валу может быть разной. Одни производители ставят шпонку, другие размещают в ступице торсионы (демпферы). Для этих моторов некоторые фирмы применяют выхлоп отработанных газов через ступицу гребного винта. Производители предусмотрели возможность замены штатного винта винтами с другими параметрами, которые будут оптимальны на разных корпусах. Так на <Меркури - Маринер> предусмотрены винты, диаметром 8 дюймов и шагом, последовательно, 6, 7, 8 дюймов.
Моторы оснащаются и встроенным, и выносным баком.
Рычаг переключения передач имеет 3 положения (нейтраль, вперед, назад). Некоторые фирмы делают мотор, поворачивающимся в струбцине на 360 градусов.
Фирма / мощность | Mercury | Yamaha | Johnson | Suzuki | Tohatsu | Selva |
2.0 л.с. | - | 9.8 кг | - | - | - | - |
2.2 л.с. | - | - | - | 12 кг | - | - |
2.5 л.с. | 13 кг | - | - | - | 12.5 кг | - |
3.0 л.с. | - | 16 кг | - | - | - | - |
3.3 л.с. | 13 кг | - | 13.5 кг | - | - | - |
3.5 л.с. | - | - | 13.5 кг | - | 12.5 кг | 17 кг |
4.0 л.с. | 20 кг | 21 кг | - | - | - | 17 кг |
5.0 л.с. | 20 кг | 21 кг | 19,4 кг | 21 кг | 20 кг | 20 кг |
6.0 л.с. | - | - | - | - | - | 20 кг |
Предусмотрено разное количество уровней мелководного привода.
Веса моторов, имеющих одинаковую мощность, тоже могут отличаться.
Вес моторов взят с сайтов производителей и официальных дилеров (см. таблицу). Данные на некоторых сайтах могут быть уже устаревшие, какие-то модели в прайс-листах 2005 года могут отсутствовать, однако, принципиальных конструкционных отличий в этой категории моторов нет, может отличаться эргономика.
Чего можно ожидать от покупки? Или чего не ожидать? Больших скоростей. Моторы мощностью до 3,5 лс сообщат вашему судну, если оно имеет водоизмещение до 500 кг, (в зависимости от обводов) скорость в пределах 7-10 км/час по гладкой воде в безветрие. Судно с водоизмещающими обводами побежит на 1-2 км/ час быстрее, чем с глиссирующими. Нагрузка лодки (1, 2 или 3 человека) практически на скорость не влияет. При движении лодки против волны и ветра (особенно это ощутимо на больших открытых водоемах), если корпус имеет большую парусность, то мотор может и не справиться - НЕ ВЫГРЕСТИ.
Моторы мощностью 4 - 6 сил, естественно, более тяговитые. При установке его на глиссирующий корпус (ПВХ 3,0 - 4,0 метра или жесткий корпус до 60 кг) с минимальной нагрузкой, подбором оптимального винта и весом рулевого до 100 кг, можно ожидать скоростей 22 -28 км/час (т.е. движение будет в переходном или даже глиссирующем режиме). Но стоит только добавить 50 - 70 кг нагрузки (пассажир), и скорость судна упадет до 12 - 13 км/ час. Дальнейшее увеличение нагрузки на скорость лодки почти не влияет или происходит незначительное снижение скорости на 1 - 2 км/час.
Использование мотора 4 - 6 сил на глиссирующих корпусах водоизмещением до 1500 - 1800 кг ( в качестве резервного) разгоняет судно до 8 - 11 км/час по гладкой воде.
Все изложенное выше, надеюсь, внесло некоторую ясность в представление возможностей маломощных лодочных моторов.
Теперь непосредственно к процессу покупки. Свой первый в жизни мотор целесообразно покупать у официальных дилеров!!!!!
Цены дилера могут быть несколько выше общего уровня цен в регионе, но защита на гарантийный срок стоит этих денег. Более того, лучше тут же, у дилера, купить и рекомендуемое масло TC-3W для двухтактной смеси и запасную свечу. В большинстве случаев производитель рекомендует ставить свечи "NGK БОШ" и "Чемпион", имеются аналоги, но они несколько уступают.
При продаже мотора, как правило, осуществляется его запуск и проверка работы на нейтрали и на передаче (реверсе), даются общие рекомендации по его транспортировке, обкатке, эксплуатации. Желательно самому лично убедиться в наличии и уровне масла в редукторе, для этого попросить продавца отвернуть верхний контрольный винт.
Итак, деньги перекочевали из вашего кармана в кассу... Мотор ваш...
Документы на мотор получены, среди них:
- кассовый чек;
- товарный чек с атрибутами торговой организации;
- инструкция на родном для вас языке;
К мотору прилагается небольшой ЗиП:
- запасная свеча;
- свечной ключ + вороток;
- отвертка;
- пассатижи;
- запасные шпонки (не на все моторы).